Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 05:42

Методическая копилка учителя начальных классов Галкиной О.А.

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [2]
Методические разработки [1]
Конспекты уроков [2]
Программы для начальных классов [1]
Контрольно-измерительные материалы [3]
Внеурочная деятельность [2]
Программы и разработки по ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) [2]
Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении [1]
Для родителей [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Программы и разработки по ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики)

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культуры»
[ Скачать с сервера (23.8 Kb) ] 05.12.2018, 10:12

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Заборовка муниципального района Сызранский Самарской области

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № _______

От «____» ___________20____г.

Руководитель МО 

____________________________

 

 

ПРОВЕРЕНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_______________________

 

«___»_____________20__ г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГБОУ ООШ с. Заборовка_________________

 

Приказ № _________

 

«___»______________20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

модуль «Основы православной культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

учитель начальных классов

Галкина Ольга Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

2018г

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, ООП НОО ГБОУ ООШ с. Заборовка, Программы начального общего образования, авторской программы общеобразовательных учреждений автора  А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» 4  класс, М: Просвещение,  2013г,  планируемых результатов начального общего образования.

 

УМК:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. Программы общеобразовательных учреждений. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013г
  2. Данилюк А.Я. основы духовно-нравственной культуры народов Росс. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2014г ISBN 978-5-09-023188-6
  3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
  4. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
  5. Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2018. - 95 с.: ил.
  6. Электронное пособие «Основы православной культуры».
  7. Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева – М.: Просвещение, 2012.
  8. Обернихина Г.А. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь автора А.В. Кураева – М.: Просвещение, 2012.

 

 

Место учебного предмета «Основы православной культуры» в учебном плане

Предмет «Основы православной культуры» ведётся в 4 классе.

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся.

В соответствии с учебным планом ГБОУ ООШ с. Заборовка на изучение модуля «Основы православной культуры» отводится:

 

Год обучения (класс)

Количество часов в неделю

Количество часов в год

4

34ч

 

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости.

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

                             

Примеры контрольных заданий

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.  

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

         2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

        3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений). 

    4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

        5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

           Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5.Как я понимаю золотое правило этики?

6.Суть православного поведения.

7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

8. Православные традиции русской семьи.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Основы православной культуры»

            Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

 

Требования к личностным результатам:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Требования к метапредметным результатам:

· овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

· определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Требования к предметным результатам:

· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

                           Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать/понимать:

  • Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
  • Историю возникновения культуры;
  • Особенности и традиции религии;
  • Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

  • Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  • Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • Готовить сообщения по выбранным темам.

 

Результаты формирования ИКТ компетентностей и навыков смыслового чтения.

 

В результате изучения предмета «Основы православной культуры» учащиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных текстов. Учащиеся научаться осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Ученики овладеют элементарными навыками чтения информации, приобретут опыт работы с текстами, содержащими иллюстрации, рисунки. У четвероклассников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 

Содержание учебного предмета «Основы православной культуры».

 

Россия – наша Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Православие и культура.

Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной    культуры. Связь  культуры народа и его религии. Значение  православной культуры в жизни людей, общества.

Отношения Бога и человека в православии.

Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь  между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь  человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.

Православная молитва.

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва  как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды  молитвы.  Отличие  материальных благ от духовных радостей. Происхождение  молитвы «Отче наш»,  смысл входящих в нее слов и выражений.

Библия и Евангелие.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение  для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии.  Структура  Библии.  Библия как  обращение Бога к человечеству.

Проповедь Христа.

Христос и Его Крест.

Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский  смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Православное учение о человеке.

Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское  представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие  качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека.  Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

Совесть и раскаяние.

Раскаяние. Совесть. Различать  добро и зло человеку помогает совесть. Значение   покаяния в православной культуре. Разница  между покаянием и признанием ошибки.

Заповеди.

Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей  и значение. Заповеди  помогают людям различать добро и зло. Выполнение  или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Милосердие и сострадание.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий  нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское  значение слова «ближний».

Пасха.

 Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь  Иисуса Христа. Суть  Воскресения Христова. Празднование  Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные  открытки.

Золотое правило этики.

Грех. Неосуждение.  «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь  неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к  согрешившему человеку.

Храм.

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем.  Православные храмов родного края.

Икона.

 Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись  как достояние мировой художественной и духовной культуры.  Особенности иконописного изображения. Различия  в написании иконы и картины. Способы  и средства изображения в иконе духовного мира.  Отношение  к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

       Подведение итогов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся.

          Как христианство пришло на Русь.

Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.

Подвиг

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

            Заповеди блаженств.

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.

Зачем творить добро?

Самоотверженность. Святой.

            Чудо в жизни христианина.

Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.

Православие о Божием суде

Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бесмертии.

Таинство Причастия.

Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.

            Монастырь.

Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.

           Отношение христианина к природе.

Ответственность за мир. Христианское милосердие.

           Христианская семья.

Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.

           Защита Отечества.

Оборонительная война. Подвиг. Герои.

           Христианин в труде.

Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.

          Любовь и уважение к Отечеству.

Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.

           Подведение итогов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся.

          «Мой мир — мое Отечество».

Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость.

          Итоговое повторение

Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Религиозные  памятники. Я и моя Родина.

Категория: Программы и разработки по ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) | Добавил: Galolga | Теги: ОРКСЭ, ПРОГРАММА
Просмотров: 240 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Методсовет педсовет . информатика - методическое объединение преподавателей разных предметов: учеба, образование, программы, рефераты, информатика, задачи, решения Информационные технологии в образовании Я иду на урок... Сайт для учителей Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру Методическая копилка учителя начальных классов Галкиной О.А.

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz