Литература на лето после 2 класса, Школа России и другие УМК
Предлагаю Вашему вниманию возможный рекомендательный список детских книг для чтения во внеурочное время. Для того чтобы им воспользоваться необходимо соблюдать следующие правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге.
Правило 1.
Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2.
Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
Правило 3.
Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
Правило 4.
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5.
Приведенный ниже список книг является рекомендательным. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.
Список книг:
• Русские народные сказки (по выбору учащихся)
• Сказки народов мира (по выбору учащихся)
• Сказки А.С. Пушкина
• Крылов И.А. Басни
• Толстой Л.Н. "Липунюшка", «Два товарища», «Булька» и др.
• Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая шейка», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» и др.
• Гаршин В. «Сказка о жабе и розе»
• Одоевский В. «Город в табакерке»
• Паустовский К. «Стальное колечко»
• Куприн А. «Барбос и Жулька» и др.
• И. Акимушкин. «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает» и др. по выбору.
• Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
• Драгунский В. «Денискины рассказы»
• Бианки В. «Лесные домишки», «Мышонок Пик» и другие по выбору учащихся
• Б. Житков. "Как слон спас хозяина от тигра " и другие рассказы о животных
• Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», "Веселая семейка", "Дневник Коли Синицына" (по выбору)
• Благинина Е. «Бабушка-забота» и другие стихотворения по выбору учащихся.
• Маршак С. «Багаж», «Детки в клетке» и другие произведения по выбору.
• Михалков С. «Как медведь трубку нашел», «Дядя Степа», «Щенок».
• Барто А. « Просто стихи», «История на просеке», « Мы с Тамарой» и другие стихи по выбору.
• Стихотворения Саши Чёрного, Ю. Владимирова, В. Берестова, И. Токмаковой, Р. Сефа, З. Александровой, Г. Сапгира, О. Григорьева по выбору учащихся.
• В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
• Б.Заходер «Серая Звездочка»
• В.Осеева «Почему?» «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье», «Сыновья» и др.
• Н.Артюхова «Трусиха», «Трудный вечер».
• Андерсен Г. «Дикие лебеди» и другие сказки по выбору
• Энн Хогард «Мафин печет пироги» и др.
• Сказки Ш. Перро, братьев Гримм, А.Линдгрен, … по выбору
После прочтения книги (Для творческих личностей).
• Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем, как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок, или предложение из текста).
• Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.
• Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополните содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумайте другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.
• Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Для этого, выберите одно из произведений, перечитайте его еще раз, определите, какие фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.