Методическая разработка «Работа над морфемным составом слов».
Изучение морфемной структуры слов имеет наиважнейшее значение в развитии лингвистических способностей детей и в их общем развитии. Работая над составом слова, возникает мотивация необходимая для успешного овладения речевой деятельностью, развивается в детях потребность в повышении своей языковой культуры, стремление наиболее точно выразить мысль в слове, в целом, развивается интерес детей к миру языка. Прочное усвоение материала по этому разделу служит хорошим фундаментом для орфографии, т.к. большинство правил русского языка напрямую связаны с морфемным составом слова.
В своей работе по этому разделу русского языка я широко применяю игровые упражнения, которые способствуют не только лучшему изучению темы, но и развивают внимание, познавательную активность.
Игра «Третий линий»
Задание. Найди и подчеркни лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
Класс
|
Тема
|
Наборы для игры
|
2класс
|
Родственные (однокоренные) слова.
|
1) Вода, водитель, подводник.
2) Горе, горевать, горка.
3) Нос, носки, носик.
4) Корень, корневой, коржи.
5) Моряки, морской, моржи.
6) Белка, беленький, белить.
7) Лист, лиса, лисёнок.
8) Лось, лоскут, лосёнок.
9) Горный, горка, городок.
10) Пёс, песочный, песок.
11) Печаль, скука, печальный.
|
3класс
|
Родственные (однокоренные) слова.
Окончание. Формы слова, родственные слова.
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
|
1) Дом, здание, домашний.
2) Дерево, дуб деревянный.
3) Снег, снеговой, град.
1) Лес, леса, лесной.
2) Побережье, берег, берега.
3) Походка, поход, походы.
1) Влез, вечер, вражда.
2) Врос, вредный, вбежать.
3) Врачевать, вручную, врать.
4) Придумай свой вариант (можешь использовать орфографический словарь).
__________________________________________
|
4класс
|
Родственные (однокоренные) слова.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.
|
1) Молоко, молочный, молотить.
2) Ерунда, чепуха, ерундовый.
3) Больной, большой, большущий.
1) Билет_к, замч_к, ореш_к.
2) Платоч_к, луч_к, кирпич_к.
3) Ленив_ц, мороз_ц, кож_ца.
4) Гряч__нок, лос_нок, медвеж__нок.
5) Лис_нок, зайч_нок, тигр_нок.
|
Тема не может быть в полной мере раскрыта, если не будет упражнений направленный на словообразовательный анализ слова.
Упражнение «Расскажи, как образовалось слово». 3 класс. Тема «Суффикс. Как найти в слове суффикс?»
Выдели суффикс в слове шахматист. Какую «работу» выполнил суффикс в этом слове? Что обозначает это слово?
баян +ист =
футбол +ист =
хоккей +ист =
Упражнение «Собери слово». 3 класс. Тема «Приставка. Неизменяемая приставка».
Подбери к каждому глаголу однокоренные глаголы с приставками с-, в. В каких словах различается произношение и написание приставок? Почему?
Колотить, клеить, катиться, дуть, бежать, двинуть.
с-
|
в-
|
сколотить
|
вколотить
|
склеить
|
вклеить
|
скатиться
|
вкатиться
|
сдуть
|
вдуть
|
сбежать
|
вбежать
|
сдвинуть
|
вдвинуть
|
Упражнение «Вставь корень».
На доске написано слово с пропущенным корнем.
Задание. Вставь корень, чтобы получилось слово.
Пере______ ка или за________ка.
Игра «Аукцион слов». 3 класс. Тема «Приставка. Неизменяемая приставка. Значения приставок».
Задание. Придумай как можно больше слов с приставками.
Упражнение морфемного характера. 3класс. Тема «Правописание гласных и согласных в значимых частях слов».
Задание. Подбери к данным слова однокоренные имена существительные, однокоренные имена прилагательные. Выдели основы слов. Укажи проверочное слово знаком √. Почему не во всех случаях нашлось такое слово?
Слово
|
Однокоренное имя существительное
|
Однокоренное имя прилагательное
|
Морской
|
моряк
|
приморский √
|
Светить
|
|
|
Пилить
|
|
|
Бегать
|
|
|
Кормить
|
|
|
Жить
|
|
|
Грибной
|
|
|
Больной
|
|
|
Вода
|
|
|
Старик
|
|
|
Вишня
|
|
|
Мед
|
|
|
Гора
|
|
|
Зеленеть
|
|
|
Нарядить
|
|
|
Урожай
|
|
|
Воробей
|
|
|
Осина
|
|
|
Лимон
|
|
|
Упражнение «Замени одним словом». 3класс. Тема «Сложные слова»
Запиши получившиеся слова, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
1. Любитель книг.
2. Машина, которая возит молоко.
3. Рабочий, который варит сталь.
4. Машина, которая сама летает.
5. Человек, который разводит птиц.
6. Машина, которая косит траву для сена.
7. Человек, который пасёт свиней.
8. Человек, который делает масло.
9. Человек, который разводит лес.
10. Машинка, которая измельчает мясо.
Упражнение. 4класс. Тема «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова».
Задание. Образуй с помощью приставок по три слова с указанным значением так, чтобы корень начинался на согласную. Выдели приставки.
1 вариант.
С- (со значением соединить)
Вы- (направить наружу)
Про- (двигаться сквозь что-нибудь)
2 вариант.
В- (направить внутрь)
У- (направить в сторону)
Об- (двигаться вокруг чего-нибудь)
Упражнения на моделирование состава слова.
Конструирование, т.е. подбор слов по составленной модели.
Лингвистическая модель, как всякая другая, должна отражать существенные признаки моделируемого объекта, показывать определенные закономерности строения русских слов и их образования.
Начиная со 2 класса, когда формируется понятие «родственные слова», в своей работе я применяю упражнения с моделями. В результате подобных упражнений у ребенка расширяется круг однокоренных слов, и он наглядно видит, что положение корня в родственных словах может меняться. А ещё это упражнение позволяет избежать ошибок, когда дети начинают выделять первые три-четыре буквы в слове, считая его корнем.
Задание. Подберите родственные слова к слову лес, выделите общую часть (корень). Рассмотрите модели, распределите слова по группам: свет, просвет, засветился, светлячок, посветить, светлеть, светленький, осветитель, рассвет.
|
|
|
|
свет
|
светленький
|
засветился
|
просвет
|
|
светлячок
|
осветитель
|
рассвет
|
|
светлеть
|
посветить
|
|
Значительно лучше идёт работа, если упражнение провести в форме сюжетной игры, например: «Разложи в корзины», «Отыщи домик», «Найди свой цветок» и пр.
В 3 классе, когда третьеклассники познакомятся с окончанием, работа по подбору слов по составленной модели продолжается. Данные упражнения позволят ребенку научиться распознавать понятия «формы слова» и «однокоренные слова».
Задание. Рассмотрите модели. Какая пара моделей показывает, что в этих словах изменилась форма слова? А какая пара моделей указывает на родственные слова?
Задание «Собери слово»
Подбери слова, имеющие такую структуру:
Когда учащиеся познакомятся со всеми морфемами, представление о составе слова, родственных словах или формах слова можно будет закрепить, используя более сложные упражнения с моделями (3,4 класс). Учитель заготавливает пять моделей:
5
|
|
≠ ≠ ≠ ≠
|
|
Сопоставляя модели, можно предложить детям следующие вопросы:
Где изображены родственные слова? (2,4)
Где показаны разные слова с одной той же приставкой? (1,4)
Где разные слова с одинаковыми суффиксами? (3)
Где разные неродственные слова? (1,5)
Подбери пары слов к этим моделям: походка, походный, грибной, глазной, увидит, посмотрим, медок, пушок, вход, заходы, перелёт, переход.
Использовать все упражнения и игры в рамках урока достаточно сложно, поэтому этот материал можно широко использовать во внеурочной деятельности.
Список литературы:
1. Бельтюкова Н.М., Фонин Д.С. конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995г.
2. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995г
3. Канакина В.П. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. /В.П. Канакина, Г.С. Щеголева. Москва: Просвещение, 2014г.
4. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2004г.
5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения: учеб. Пособие для студентов пед. учеб заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1994.
6. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2т. М.: Рус. яз., 1990г.
7. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку: 4кл. М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008г
|